Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Сущность личностно ориентированного подхода

Соискатель кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, зам. Дистервег Ничему тому, что важно знать, научить нельзя — всё, что может сделать учитель, — это указать дорожки. Олдингтон В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы на первый план выступает обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, и ведущим стратегическим направлением этого образования становится личностно ориентированный подход к учащимся. Понятие «личностно ориентированное образование» появилось в педагогической литературе в 80-е гг. В своей диссертационной работе Гульянц определила степень разработанности данной проблемы. Наиболее полное раскрытие термина «личностно ориентированное образование» представлено в работах В их исследованиях определена сущность этого понятия, выделена специфика этого типа образования, обоснованы его основные принципы, функции, намечены пути внедрения в практику школы. По всем этим критериям личностно ориентированное образование является принципиально новым направлением в педагогике, однако, по свидетельству самих авторов, идеи, на которых базируются их работы, имеют глубокие исторические корни. Начало изучения личностного подхода в отечественной педагогике относится к XIX и XX векам труды Большое влияние на развитие этого направления оказали психологические исследования И речь здесь идет не о формировании каких-то компетенций, заранее определенных учителем, и не об изменении ребенка в заданном педагогом направлении, а о помощи ученику в развитии личностных качеств, заложенных в нем изначально. В педагогической практике, в основу которой кладут личностно ориентированный метод, возникает вопрос о том, какие качества считать собственно личностными. Анализ этой проблемы позволяет выделить в качестве собственно личностных проявлений следующие: мотивацию принятие решений и обоснование деятельности ; рефлексию конструирование и удержание определенного образа «Я» ; смыслотворчество определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного — смысла жизни ; ориентацию построение личностной картины мира — индивидуального мировоззрения ; обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности ; самореализацию стремление к признанию своего образа «Я» окружающими ; обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям. В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта. Переживание как способ существования личностного опыта предполагает и присущие именно ему субъект-субъектные формы учебного взаимодействия: общение-диалог, игровое моделирование, рефлексию, смыслотворчество. Личностная ориентация в образовании меняет понимание целей обучения, воспитания, развития. Для лучшего понимания сущности личностно ориентированного подхода проведем его сравнение с традиционным, наиболее распространенным в настоящее время подходом в обучении. Традиционный подход Личностно ориентированный подход Целевые ориентации Выполнение программы, знания, умения, навыки. Формирование личности с заданными типовыми характеристиками Условия для саморазвития личности ученика, для поиска своей индивидуальности в процессе учения Приоритеты Программы, дидактические средства Личность ученика, самоценность, самобытность ученика как носителя субъективного опыта Главный фактор Обучение знания, умения, навыки Учение процесс. Главная фигура Учитель Ученик Взаимодействие двух видов опыта индивидуального и общественно-исторического Общественно-исторический опыт вытесняет индивидуальный. Наполнение индивидуального опыта общественным Постоянное использование индивидуального опыта, его согласование с общественно-историческим. Учение не есть прямая проекция обучения. Развитие личности, социализация Путем овладения нормативной Преобразование субъектного опыта. Принципы Научность, логичность, доступность, наглядность и т. Продолжение жизни на уроке. Принцип свободы и ненасилия. Опора на эмоциональный чувственный опыт. Метод Преподавание принуждение Учение. Результаты учебной деятельности переводятся в сферу личных интересов. Мотивация Внешняя Внутренняя Отношения Субъект-объектные. Философия Не умеешь — научим, не хочешь — заставим. Сделай по-своему, выбери свой путь. Отличия в целях и ценностях этих подходов приводят к построению различных типов взаимоотношений между учителем и учеником, к использованию различных методов, принципов, к выбору путей развития. Личностно ориентированная система обучения предполагает: - признание ученика основным субъектом процесса обучения; - признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика; - определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения. Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении: - установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность; - умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей; - позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; - опора на субъективный личностный опыт ученика; - развитие мотивационной сферы учащихся, повышение степени самостоятельности на уроке; - направленность педагогической деятельности на развитие личности учащихся; - диалогическая позиция в общении с учащимися; - направленность на осознание мотивов собственных действий; - заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса; - поощрение творческой активности учащихся. Существенным образом меняются функции педагога: он становится собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом. Личностно ориентированную направленность урока обеспечивают психолого-педагогические характеристики, среди которых выделяются такие, как: - формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся; - создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся; - ориентация на формирование учебной деятельности школьников а не на передачу учебной информации ; - знание и учет психофизиологических особенностей учащихся; - ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного личностного смысла учения; - организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных интеллектуальных способностей; - формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе; - организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия; - создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга; - обеспечение обратной связи в педагогическом процессе. Обратимся к некоторым общим рекомендациям по использованию личностно ориентированной ситуации в преподавании предметов гуманитарного цикла. Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках гуманитарных предметов чаще всего состоит в понимании индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия. Это приобретает форму: - выражения отношения к изучаемому; - актуализации эстетических переживаний; - осознания собственных переживаний. Гульянц отмечает, что литературному образованию принадлежит особая роль в развитии личности учащихся. Речь идет о формировании и развитии гуманистического сознания, без которого невозможен прогресс общества. В настоящее время литература как учебный предмет переживает трудные и неоднозначные процессы. Выбирая произведения для чтения школьников, учитель должен обращать внимание на личностные интеллектуальные возможности интересы каждой возрастной группы учащихся, свойственные ей проблемы. Это облегчает определение предпочтений в сфере чтения в том или ином классе и группировку текстов, разделенных во времени и пространстве, вокруг стержневых для данного возраста интересов и проблем. Очень важно при этом, чтобы литературный текст ни в коей мере не служил назидательной иллюстрацией к каким-либо житейским ситуациям, выполняя функцию так надоевших всем нравоучений. Управляемый учителем круг чтения должен формировать у ребят литературный вкус, приобщать учащихся к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное — учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение. Именно такие задачи призван решить личностно ориентированный урок литературы. Исходя из методических концепций Метод активизации субъектного опыта концепция Учитель предлагает учащимся вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Например, изучая рассказ Бунина «Косцы» 5 класс учащиеся представляют откликающийся на песни косцов березовый лес; рисуют в своем воображении людей, которые ложками таскают из чугуна куски чего-то розового; и т. Затем учитель просит учеников вообразить себя одним из этих героев, попробовать ощутить чувства косцов, понять, о чем размышляют крестьяне, что для них особенно важно. После этого ребятам дается задание описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одноклассников. Метод интроспективного анализа — один из специфических методов обучения в рамках школьного курса литературы, поскольку практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Задача учителя — поставить перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Эту проблему можно обсудить на примерах сказок Гаршина «Attalea princeps» и Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» 5 класс. Отвечая на вопросы учителя, ребята получают знания о самих себе — своем внутреннем мире. Можно выбрать следующие вопросы для обсуждения: Как бы ты поступил в этой ситуации? Каким был бы твой выбор? Метод личностно ориентированной театрализации ориентирован на включение учащихся в театрализацию литературного произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра или просто сценического реквизита для повышения эмоциональной интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность литературного героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе методика театрально-импровизационной деятельности подростков подробно разработана Метод творческого самоутверждения призван помочь учащимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю необходимо обеспечить ребят всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению. Таким образом, приведенный выше комплекс личностно ориентированных методов создает на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств учащихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы. В заключение приведем общие рекомендации для учителя по проектированию личностно ориентированного урока и овладению им самоанализа, что позволит существенно повысить качество образовательного процесса в современной инновационной среде школы. При проектировании урока, необходимо определить его место в теме и в общем курсе, а также следует задать себе вопрос при самоанализе: насколько ясным стало непонятное для учащихся место после урока. Нужно соотнести поставленные перед уроком цели для учащихся и учителя с тем, что было достигнуто на уроке, и определить причины успеха и неудачи. Необходимо определить уровень сформированности знаний и умений. Следует ответить на вопрос, что привнес данный урок для развития внимания, памяти, ума, умения слушать, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету 5. Необходимо подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса, интересам и темпераменту педагога? Следует оценить степень активности учащихся на уроке. Как стимулировалась работа, если ребята не хотели отвечать на вопросы учителя? Проанализировать: каким был темп урока? Каким образом была организована смена видов деятельности учащихся? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся? Следует ответить на вопрос, каким образом в ходе урока была организована опора на имеющиеся знания, жизненный опыт учащихся и понять, насколько актуальным для них был учебный материал урока. Нужно подумать, каким образом давать детям домашнее задание, как предоставить учащимся возможность выбора задания, продумать технологию его проверки. Необходимо охарактеризовать психологическую атмосферу ypoка, характер общения и взаимодействия. И, наконец, оценить настроение учителя после урока. Что в нем изменилось? В чем причина этих изменений? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Учитель, реализующий личностно ориентированный подход к обучению, не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое он предлагает как научное знание. Ученик при этом воспринимается учителем как «творец» своего знания; участник его порождения. Именно такие уроки необходимы современным учащимся в инновационной среде школы, в условиях все усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. Размышление о гуманной педагогике. И: «Информпробежка» или изучение? Диалог как инструмент влияния на личностную сферу воспитанника. Личностно-ориентированная педагогика в вопросах и ответах. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М: Издательство «Институт практической психологии». Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория. Поэтический язык как способ общения с искусством. Театрально-импровизационная деятельность подростков как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время: автореф. Вы и Ваша семья: Руководство по личностному росту Личностно-ориентированный подход в образовании Волгоград: Перемена. Личностно-ориентированное образование: опыт методологической рефлексии. Юбилейное издание: В 90 т. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования" Все права защищены.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
puncher-club.ru